Поводом для антикоррупционного расследования, вероятней всего, станут результаты конкурса, проведенного 22 мая 2012 года Роснедрами на право пользования Еланским и Елкинским медно-никелевыми месторождениями в Воронежской области. Победителем конкурса, по данным СМИ, неожиданно стало не имеющее опыта добычи и переработки никелевой руды ООО «Медногорский медно-серный комбинат» (ММСК). Помимо отсутствия мощностей, кадров и технологий ММСК предложило не самые выгодные условия освоения месторождений, но это не помешало компании победить.
В конкурсе помимо ММСК принимали участие ООО «Горнорудная компания Урала» ( по данным СМИ обе эти компании являются структурами ОАО «УГМК»), а также ОАО «ГМК «Норильский никель», являющееся одним из мировых лидеров в области производства цветных металлов. При этом основными видами деятельности ММСК являются переработка медных концентратов, медной руды, клинкера производства цинковых заводов.
Мы писали ранее о проигрыше «Норникеля» аукциона на разработку. Сейчас приводим более подробный анализ.
Как следует из информаций СМИ (официальной публикации результатов конкурса до сих пор нет), за право разработки Еланского и Елкинского никелевых месторождений «Норникель» предлагал 1,2 млрд рублей, в то время как УГМК предложила за каждого «своего» участника всего по 180 млн рублей.
«Норникель», по данным СМИ, предлагал завершить поисково-оценочные работы и подготовить ТЭО проекта за 1,5 года, в то время как «Горнорудная компания Урала» за 2 года, а победитель конкурса ММСК и вовсе за 5 лет. При этом капитальные затраты «Норникеля» предполагались в 42,5 млрд рублей, «Горнорудной компании Урала» — 31,7 млрд рублей, а ММСК — 30,7 миллиарда.
Наконец, «экологические» инвестиции (в эти дни в Воронежской области проходят протестные акции экологов и местного населения) в случае победы «Норникеля» только по Еланскому месторождению должны были составить единовременно почти 7 млрд рублей и еще 35 млрд рублей за весь период отработки месторождения. Что касается ММСК, то тут затраты гораздо скромнее — всего 3,6 млрд рублей.
Представленные факты являются доказательством ущемления государственных интересов. Кроме того, недавно директор по горному производству еще одной фирмы УГМК Григорий Рудой был задержан по подозрению в даче взятки чиновнице Росприроднадзора Людмиле Плющ. Чиновница арестована, а Рудой после дачи признательных показаний был отпущен из СИЗО.
Попробуем ответить на вопрос, что будет делать ММСК с добытой никелевой рудой (для справки: ресурсы Еланского месторождения составляют 350 тыс. тонн никеля и 40 тыс. тонн меди, Елкинского — 390 тыс. тонн никеля и 54 тыс. тонн меди). Тут и всплывает весьма известная на постсоветском пространстве офшорная фирма Glencore International AG («Гленкор»), с которой у УГМК сложились уже хорошие доверительные отношения: еще в 2006 году уральцы выступили поручителями одной из компаний, которой «Гленкор» выдал кредит на 400 миллионов долларов. Таких поручителей в бизнесе ценят.
И пусть УГМК уверяет общественность, что проект ММСК предусматривает в том числе «строительство завода по производству катодного никеля на площадке производства полиметаллов в Кировграде», скорее всего никель будет производиться в других местах. Не исключено, на недавно приобретенных структурой «Гленкора» Highmetals KDS российских заводах «Режникель» и «Уфалейникель». С попутным выводом прибыли, оборотных средств и других внедивидендных доходов в офшоры.
Можно сказать, что для «Гленкора» открывается новая «веха»: попытка прибрать часть российских стратегических природных ресурсов — последнюю крупную медно-никелевую область. Причем чиновники прекрасно понимают, что действуют в интересах не столько УГМК, сколько «Гленкора», но, видимо, коррупционные преференции подавили в них и совесть, и страх.
Сегодня «Гленкор» уже владеет не только российскими никелевыми активами, но и входит, как пишут СМИ, в число собственников российского алюминиевого монополиста «Русала» с долей в капитале компании 8,75%. Более того, как считают эксперты, «Гленкор» по разным оценкам контролирует часть экспортных поставок «Русала», фактически определяя его маркетинговую и сбытовую стратегию. Добавим, что руководство «Гленкора» никогда не скрывало своей заинтересованности в получении операционного контроля и над «Норникелем», чем и объясняется, по оценкам экспертов, затяжной внутрикорпоративный конфликт между двумя основными «норильскими» акционерами — «Интерросом» В. Потанина и «Русалом» О. Дерипаски.
Предыдущий материал: Руководство Сибирского химкомбината подозревают во взяточничестве
Последующий материал: После вступления в ВТО российскому алкоголю конкуренция не страшна
Sorry, the comment form is closed at this time.